Удивительные факты и яркое интервью от фотографа гонок Ф1 с 50-летним стажем!

Райнер Шлегельмильх. 1968 год, Гран-при Монако. Фотографы заняли позиции для съемки на подъеме к казино
Райнер Шлегельмильх. 1968 год, Гран-при Монако. Фотографы заняли позиции для съемки на подъеме к казино


Очень немногие зрелищные виды спорта восхищают так, как «Формула 1».  Также как и немногие фотографы удивляют своими работами так, как Райнер Шлегельмильх.

Р. Шлегельмильх - знаменитый немецкий фотограф с 1962 года, специалист по съёмке автогонок и «Формулы 1» в частности. Его объектив заснял всех известных в гоночном спорте людей: он фотографировал победы Джима Кларка и Джеки Стюарта, через видоискатель следил за борьбой Джеймса Ханта и Ники Лауды, был свидетелем схваток Айртона Сенны и Алена Проста и продолжает работать в дни побед Себастьяна Феттеля. Его уникальный стиль запечатлевает всю драматичность этого динамичного вида спорта.

Единственный в Формуле-1 фотограф с 50-летним стажем -  он был первым членом клуба «500» для журналистов, аккредитованных на более чем 500 Гран-при (на данный момент посетил более 570 гонок). На протяжении более 20 лет является официальным фотографом компании Formula One Management (FOM), возглавляемой Берни Экклстоуном.

2012 год, Гран-при Сингапура. Райнер Шлегельмильх презентует книгу 50 лет в Формуле-1 в фотографиях
2012 год, Гран-при Сингапура. Райнер Шлегельмильх презентует книгу «50 лет в Формуле-1 в фотографиях». Немец вспоминает: «Все говорили, что сделают что-то подобное, но никто так и не сделал. Когда я выпустил книгу, Берни как раз готовил свой проект: книга с карбоновой обложкой. Она так и не появилась»

Изучал фотографию в Мюнхене, затем открыл собственную фотостудию во Франкфурте в 1964 году. Примерно в это же время наряду с рекламной деятельностью начал фотографировать "Формулу-1" и гонки спортпрототипов. Это пробудило в нём страсть к миру автомобилей. С тех пор, уже более 40 лет, Райнер систематически присутствует на всех гоночных трассах F-1. Он опубликовал множество книг, посвящённых истории автогонок и автомобилестроения в целом, истории различных марок ("Астон Мартин", "Порше", "Феррари"). Считается лучшим в мире фотографом "Формулы-1".

Основатель агентства Schlegelmilch Photography. Автор многочисленных книг, посвященных фотографии в Формуле-1 и автоспорту, а также истории автомобильных марок – в частности Aston Martin, Porsche, Mercedes-Benz. Как таковые, книги Шлегельмильха на русском языке не издавались - во многом потому что они не требуют серьёзного перевода: чаще всего это альбомы фотографий, снабжённые краткими комметариями. Некоторые из иностранных изданий Шлегельмильха можно купить на ОЗОНе.

Из иностранных изданий Шлегельмильха есть альбомы Grand Prix: Fascination Formula 1 (1994), Grand Prix De Monaco: Profile of a Legend (1998), McLaren Formula 1 (1999).

Rajner_Shlegelmilh2311d049b412782be6093ee353d8e

Райнер Шлегельмильх вспоминает: 



Райнер Шлегельмильх на Нюрбургринге 1971 год, Гран-при Германии.
Райнер Шлегельмильх на Нюрбургринге 1971 год, Гран-при Германии.


Райнер Шлегельмильх вспоминает: 


"Все получилось случайно. Я учился в фотошколе в Мюнхене и о карьере в Формуле-1 никогда не думал. Гонки меня практически не интересовали, а на свой первый Гран-при в начале шестидесятых я поехал с другом за компанию. «Райнер, ты же фотограф. Поехали на Нюрбрургринг, сделаешь снимки пилотов, а я потом попрошу их расписаться.

Мне понравилась атмосфера. К тому же я подумал, что смогу сделать курсовую работу о портретах пилотов. Но на вторую поездку я согласился не поэтому. Через пару недель тот же приятель предложил съездить в Спа. Это 500 километров от Мюнхена, а у него была двухлитровая Porsche Carrera. 130 лошадиных сил! Тогда все мечтали о такой машине. Я просто не имел права отказаться.

Мне было двадцать с небольшим, а в Формуле-1 тогда выступали сорокалетние мужики. Я был вдвое моложе, чем они. Теперь я втрое старше нынешних пилотов.

Формула-1 никогда не была для меня работой. Я с самого начала понимал, что если буду простым фотографом, то заработать будет сложно. Вариант был только один – реклама. Окончив фотошколу, я начал свой бизнес, и дела сразу пошли хорошо. Я стал зарабатывать неплохие деньги, совсем скоро у меня появилась собственная студия, а еще через два или три года – свой Porsche.

Первые годы в Формуле-1 я был фрилансером. Больше был похож на фаната, любителя. Редакции не аккредитовывали меня на гонки. Я просто приезжал на трассу, показывал то, что делал годом ранее – например, публикации в Auto Motor und Sport – и мне давали пропуск на трассу.

У меня не было нужды продавать свои фотографии. Да я и не хотел снимать репортажи. Я любил делать фотографии для постеров, для календарей. Качество снимка для меня всегда стояло на первом месте. Машины должны были быть в фокусе, четкими – даже на очень больших форматах.

Меня долго не принимали в ассоциации спортивных журналистов, потому что там знали, что я зарабатываю не гонками, а рекламной фотографией. Само собой: если у тебя есть Porsche, значит ты просто не можешь работать фотографом в Формуле-1. Они выдвигали условия: хотя бы 50 процентов денег зарабатывать спортом. До поры до времени мне было не слишком интересно состоять в таких ассоциациях, а потом я стал членом Международной ассоциации гоночной прессы, в числе основателей которой был сам.

Конечно, в те времена все было по-другому: мы снимали на пленку (в Формуле-1 на гонку уходило примерно десять пленок, на «24 часах Ле-Мана» – пятнадцать), потом шли в комнату для проявления, составляли портфолио из лучших кадров, отправляли их в журналы. Конечно, мне хотелось, чтобы мои работы появлялись в журналах. Но я не гнался за количеством. Если публиковали хотя бы три моих снимка, я был доволен.

0eb75a94548cb969c28da9511ad9b

1970 год, Гран-при Испании. Джеки Стюарт проезжает место аварии с участием Джеки Оливера из BRM и Жаки Икса из Ferrari. Никто из пилотов в результате столкновения не пострадал

Kогда я вижу, как работают парни в агентствах, я понимаю, что мне повезло. Я до сих пор работаю так, как хочу. Делаю только то, что мне нравится. Я не должен отправлять фотографии каждый вечер: в пятницу, субботу, воскресенье. Мне никогда не надо продавать свои фотографии. Я просто делаю то, что нравится мне. Если это нравится кому-то еще – прекрасно. Но для меня это не работа. Это искусство.

Общаться с ними было чуть проще, но я бы не сказал, что тогда я с кем-то из пилотов был особенно близок. Я немец, а гонщиков из Германии тогда в Формуле-1 не было. Тем не менее, сейчас у меня отличные отношения с Жаки Иксом – мы ведь знаем друг друга 40 лет.

Райнер Шлегельмильх и его старый знакомый Жаки Икс 2003 год, Гран-при Австрии.

2003 год, Гран-при Австрии. Райнер Шлегельмильх и его старый знакомый Жаки Икс

Сама Формула-1 была другой. Гонщики попадали в нее, когда им было уже 27-28, и выступали до сорока с лишним. Некоторые начинали механиками, потом разбогатели. Это были настоящие личности.

Райнер Шлегельмильх 1974 год, Гран-при Швеции. Парад пилотов перед стартом гонки
1974 год, Гран-при Швеции. Парад пилотов перед стартом гонки напоминает те, что проходят и сейчас. С тех пор изменились только сами пилоты. Во всех смыслах

С Джеки Стюартом мы подолгу разговариваем в паддоке, а пару лет назад он пригласил меня к себе домой на ланч. Сейчас те пилоты, которых я будучи молодым боготворил, говорят со мной на равных: «Привет, Райнер, куда сегодня пойдешь снимать?»

В 60-х считалось особенно круто сделать фотографию машины, у которой все четыре колеса оторваны от асфальта. Но техника была не такой, как сейчас. Нельзя было просто зажать кнопку, а потом посмотреть, какой из кадров вышел более удачным. Тогда у тебя был всего один момент – и его надо было поймать. Это были действительно редкие кадры.

09c87047548d590e3c45ebaa8d89b

1966 год, Гран-при Германии. Прыжок Джеки Стюарта на одном из трамплинов «Зеленого ада» Нюрбургринга. Справа можно заметить сдвинутый на обочину автомобиль одного из участников туринговой гонки

У меня в студии работал ассистент, и как-то раз он напросился приехать со мной на гонку. Я согласился. Подумал, что вместе мы сможем сделать больше снимков машин в воздухе. Дал ему камеру, мы пришли на точку во время тренировок, я все ему показал, он поработал… Когда мы проявили его пленку, в кадре не было ни одной машины. Только деревья и небо.

Я не знаю, каким образом это получалось у меня – я об этом никогда не задумывался, но в каждый второй кадр машина попадала целиком. Надо было просто прийти на точку, лечь на землю и слушать. Мы лежали на земле, подобравшись к самому краю трассы. Когда чувствовали, что машина едет слишком близко, просто приподнимались и все. Я спускал затвор, еще не видя машины. Просто знал, что спустя мгновение она будет там, где мне нужно.

1987 Гп Австрии. Одна из самых известных работ Шлегельмильха. Пилот McLaren Стефан Йоханссон преследует Brabham Андреа де Чезариса в Цельтвеге
1987 год, Гран-при Австрии. Одна из самых известных работ Шлегельмильха. Пилот McLaren Стефан Йоханссон преследует Brabham Андреа де Чезариса в Цельтвеге

Уровень безопасности сейчас и тогда нет даже смысла сравнивать. Это как оценивать разницу между Spitfire и F-4 Phantom II. Оба самолеты, но больше между ними нет ничего общего.

1962 год, Гран-при Бельгии. Вторая гонка Шлегельмильха в Формуле-1. В кадре – горящая Ferrari 156 бельгийского пилота Вилли Мэресса

1962 год, Гран-при Бельгии. Вторая гонка Шлегельмильха в Формуле-1. В кадре – горящая Ferrari 156 бельгийского пилота Вилли Мэресса

1970, Гп Австрии. Глава команды Lotus Колин Чэпмен и Йохен Риндт на пит-лейн. Рядом – жена гонщика Нина. Через 3 недели Риндт погибнет в результате аварии в Монце

1970 год, Гран-при Австрии. Глава команды Lotus Колин Чэпмен и лидер чемпионата Йохен Риндт на пит-лейн. Рядом – жена гонщика Нина. Через три недели Риндт погибнет в результате аварии в Монце

Когда я начинал, в Спа даже не было металлических барьеров. Их не было даже на Нюрбургринге. Когда заградительные сетки только стали появляться, мы привозили с собой на трассы кусачки и вырезали себе окна для съемок. Нас ловили, лишали аккредитации…

Моя самая любимая гонка – это по-прежнему Гран-при Монако. С тех пор, как я впервые здесь побывал в 1963 году, я не пропустил ни одной гонки. Даже сейчас, когда вокруг одна металлическая сетка, здесь получаются самые лучшие кадры.

255fb34e74f75ab22f473fa4192e0
2001 год, Гран-при Монако. Jaguar Эдди Ирвайна спускается на набережную

Я тоже сторонник того, чтобы гонки становились безопасными. Но порой это доходит до идиотизма. Скажем, поворот Rascasse. Он уже три года как закрыт для фотографов. Я разговаривал с делегатом FIA Чарли Уайтингом по этому поводу несколько раз: «Чарли, там же никогда ничего не случалось». Нам всегда хватало места: и пожарным, и маршалам, и фотографам. Но нет. Теперь нас туда не пускают. Ничего не помогает. 

Не поймите меня неправильно. Я прекрасно помню те времена, когда любая авария могла привести к гибели пилота или зрителей. Но в Rascasse пилоты едут на скорости 50 километров в час. В то же время в последнем повороте, где машины пролетают в сантиметрах от барьера, за ним буквально друг на друге всегда стоят три-четыре фотографа. Лично я запретил бы снимать там, но не в Rascasse.

Иногда к нам – фотографам – подходят даже в Абу-Даби, где с любой позиции до трассы очень далеко, и просят отойти еще на несколько метров. Причем просят люди, которые работают в Формуле-1 первый день. Этого я не понимаю.

Самое страшное, что я видел через видоискатель – это авария Мартина Доннелли в Хересе в 1990 году. Он врезался в барьер в пяти метрах от того места, где стоял я, его выбросило из машины, и он остался лежать на асфальте. Я поменял объектив и сделал пару снимков… У меня не было шансов помочь.

Самое страшное, что я сфот-вал – это авария Мартина Доннелли в Испании Хересе в 1990
1990 год, Гран-при Испании. Авария Мартина Доннелли в Хересе. Пилота выбросило из машины. Ремни безопасности утащили вместе с гонщиком и сиденье. Ирландец получил множественные травмы и не смог продолжить карьеру в Формуле-1

Я не идиот, который ради драматичного кадра готов на все. Если бы у меня была возможность, я бы помчался на помощь. Я потерял так немало кадров – пытаясь помочь. Но в этот раз работники трассы и медики подоспели практически сразу.

В начале 90-х, когда FIA взяла на себя работу с прессой, меня выбросили. Они отказались давать мне пропуск: «Ты не проходишь по нашим критериям, – сказали мне. – У тебя должно быть столько-то и столько-то опубликованных фотографий таким-то тиражом». «Но я делаю книги, календари!» «Это не считается». Мне удавалось аккредитовываться от журналов, но все время с трудом. Тогда мне помог Берни Экклстоун.

Мы знакомы еще с тех пор, как он руководил Brabham, и когда у меня начались проблемы с аккредитацией, ему об этом рассказала помощница, Катя Хайм: «Мы должны помочь Райнеру, он так давно работает в Формуле-1». Берни сказал: «Конечно. Он будет моим фотографом». Так я получил аккредитацию непосредственно от FOM.

861abc3af483181d6011c3fa39961

1981 год, Гран-при Австрии. Глава Brabham Берни Экклстоун беседует с инженерами и пилотом Нельсоном Пике

С тех пор стало намного легче. Я даже могу подойти к маршалу и сказать что-нибудь вроде: «Так, я работаю на Берни. Мне надо забраться сюда». Это помогает, но я стараюсь не использовать эту фразу слишком часто.

Он всегда был очень добр ко мне. Когда я о чем-нибудь прошу: «Мистер Экклстоун…» «Для тебя, Райнер, я всегда Берни». Он всегда мне помогал, был для меня как крестный отец. И не только для меня. Для многих в паддоке тоже.

Когда в 2012 году мы отпечатали первые экземпляры моей книги «50 лет в Формуле-1 в фотографиях», я приехал в Монцу и положил книгу перед Экклстоуном: «Это мой свадебный подарок, Берни, тебе и Фабиане». Он открыл книгу, начал листать. 

Листал молча, около десяти минут, пока не сказал: «Мне нужно сто таких». Я ответил: «Окей, только никаких скидок».

Я был одним из последних, кто перешел на цифровую технику. В самом начале сравнить пленку и цифру было невозможно, а мои заказчики требовали качество. Мы сканировали фотографии и таким образом переводили их в цифровой формат.

В 2004 году я приехал на тесты в Валенсию с цифровой и пленочной камерами. Снимал весь день с одних и тех же позиций, чтобы сравнить. Потом мы напечатали фотографии с обеих, и мне стало очевидно, что цифра уже не уступает пленке. Я сразу купил цифровую аппаратуру. Чек был на очень внушительную сумму.

Райнер Шлегельмильх. 2007 год, Гран-при Испании. Пит-стоп Фелипе Массы
2007 год, Гран-при Испании. Пит-стоп Фелипе Массы

Мне нравится цифра. Я не понимаю тех, кто до сих пор жалуется, скучает по пленке. Это же удобнее. Не надо тащиться с кучей пленок в лабораторию. Вместо этого можно гораздо приятнее провести время вечером. Пойти поесть, выпить.

Мне нравятся современные трассы. Абу-Даби – отличное место. Там получаются очень красивые снимки, мне нравится закат. Потрясающий свет. Мне нравится современная Формула-1.Но когда ты начинаешь скучать по «старым добрым временам», это значит, что ты просто стар.

Да, многое изменилось. Современные пилоты другие. Они начинают заниматься картингом с пяти-шести лет, потом постепенно пересаживаются во все более быстрые машины. Еще учась в школе они понимают, чем хотят заниматься в своей жизни. Но и они – личности. Тот же Феттель. Он очень рассудительный человек.

a473b817a4771aa1ff0d00d79b659
2011 год, Гран-при Малайзии. Самый молодой в истории Ф-1 чемпион мира Себастьян Феттель

Один друг попросил меня недавно написать текст про пилота, которого я считаю величайшим в истории Формулы-1. Сначала я думал, что буду писать про Джеки Стюарта. Но теперь передумал. Я напишу про Феттеля. Потому что я вижу в нем много качеств, которые видел по отдельности у других великих пилотов. Он так же молод, горяч и феноменально быстр как Джимми Кларк. Он такой же жизнерадостный человек как Джеки Стюарт, у них очень похожее чувство юмора.

В то же время Себастьен может быть сосредоточен и расчетлив как Ники Лауда. И, конечно, концентрация. То, как он работает перед стартом, как настраивается…

Такое я видел только у Сенны. Когда я фотографировал Айртона на стартовой решетке, я мог на протяжении получаса в двух метрах от него щелкать затвором, менять объективы, делать все что угодно – я уверен, что в эти моменты он вообще не осознавал, что я рядом.

Райнер Шлегельмильх 1991 год, Гран-при США, Финикс. Айртон Сенна

1991 год, Гран-при США, Финикс. Айртон Сенна

Глаза – это, наверное, единственное, что в Формуле-1 не изменилось. Глаза гонщика всегда острые. Я теперь очень много времени провожу в боксах, потому что мне нравится как выглядят пилоты в шлемах: глаза, брови, балаклава… В этом отношении ничего не изменилось. Я даже больше скажу. Мой любимый пилот за последние сорок лет – Фелипе Масса. У него очень выразительный взгляд.

Честно говоря, я думал, что закончу после своего 50 сезона в Формуле-1. Но пока продолжаю ездить на гонки, пусть и посещаю с каждым годом все меньше этапов. Сначала десять, потом – восемь и так далее. Мне 72 года. Я не хочу выглядеть как запыхавшийся старик с кучей аппаратуры.

Я любил делать портреты пилотов. Мне всегда нравилось выражение глаз гонщиков. Cейчас свои старые фотографии я продаю за очень большие деньги. Например, снимки с огнем большого формата покупают за десятки тысяч евро.

1973 год, ГП Франции. Франсуа Север за три месяца до смертельной аварии в Уоткинс-Глен. Француз считался одним из самых талантливых молодых пилотов Ф-1

1973 год, ГП Франции. Франсуа Север за три месяца до смертельной аварии в Уоткинс-Глен. Француз считался одним из самых талантливых молодых пилотов Ф-1

Люди говорят мне, что я еще в отличной форме. Я знаю. Но я не хочу тратить эту форму на Формулу-1. Лучше покатаюсь на горных лыжах. В прошлом году я осуществил свою мечту: уехал на четыре месяца в горы и каждый день катался. Раньше зимний отпуск никогда не длился дольше двух недель."

Райнер Шлегельмильх и Берни Экклстоун во время вечеринки в честь фотографа  2011, Гп Италии.
2011 год, Гран-при Италии. Райнер Шлегельмильх и Берни Экклстоун во время вечеринки в честь фотографа


150485318__large
Flames erupt from the exhausts of the #28 Scuderia Ferrari Ferrari 156/85 Ferrari V6 turbo driven by Stefan Johansson of Sweden during the Grand Prix of Monaco on 19th May 1985 on the streets of the Principality of Monaco in Monte Carlo, Monaco. 

D Hulme (McLaren Ford-Cosworth) passing a group of photographers, Great Britain, Brands Hatch,July 1968
D Hulme (McLaren Ford-Cosworth) passing a group of photographers, Great Britain, Brands Hatch,July 1968

Helen Stewart kissing husband J Stewart, winner of the Dutch Grand Prix 1968, Holland, Zandvoort
Helen Stewart kissing husband J Stewart, winner of the Dutch Grand Prix 1968, Holland, Zandvoort


Il Commendatore" Enzo Ferrari. In the background M Forghieri (left), Italy, Monza, September 1967
Il Commendatore' Enzo Ferrari. In the background M Forghieri (left), Italy, Monza, September 1967


Italian fans occupy Agip"s advertising billboard as a temporary grandstand, Italian GP Monza 1968, Italy
Italian fans occupy Agip's advertising billboard as a temporary grandstand, Italian GP Monza 1968, Italy

J Stewart sits in his Matra-Cosworth MS80 and speaks with team principal K Tyrrell on the grid before the 1969 British GP,  Silverstone, July 1969
J Stewart sits in his Matra-Cosworth MS80 and speaks with team principal K Tyrrell on the grid before the 1969 British GP,  Silverstone, July 1969

Jim Clark, Zandvoort , Netherlands, 24 May 1964
Jim Clark, Zandvoort , Netherlands, 24 May 1964


Michael Schumacher, South African GP 1992.
Michael Schumacher, South African GP 1992.


Nina Rindt waiting for her husband Jochen to pass by. He had a fatal accident at Parabolica just moments after this picture was taken, Italy, Monza, September 1970.
Nina Rindt waiting for her husband Jochen to pass by. He had a fatal accident at Parabolica just moments after this picture was taken, Italy, Monza, September 1970.


P Rodriguez, L Bandini and M  Parkes are the first 3 starters for the Le Mans 24h, France, Le Mans, 15 June 1963.
P Rodriguez, L Bandini and M  Parkes are the first 3 starters for the Le Mans 24h, France, Le Mans, 15 June 1963.


Race winner J Stewart is being carried by cheering fans after the Italian Grand Prix at Monza in 1965
Race winner J Stewart is being carried by cheering fans after the Italian Grand Prix at Monza in 1965


Rainer Schlegelmilch, French Grand Prix, Rouen 1968, Rouen, France
Rainer Schlegelmilch, French Grand Prix, Rouen 1968, Rouen, France


The Porsche 911T of C Ballot-Lena (F) and G Chasseuil (F) passes the Porsche pits with all tools put in order for the next operation, France, Le Mans, June 1969
The Porsche 911T of C Ballot-Lena (F) and G Chasseuil (F) passes the Porsche pits with all tools put in order for the next operation, France, Le Mans, June 1969

Частичная библиография книг на других языках

ВНИМАНИЕ! Указано только первое издание каждой книги. Большинство альбомов Шлегельмильха многократно переиздавались с дополнениями в другом оформлении.

1991 Racing Helme
1994 Grand Prix: Fascination Formula 1
1995 Formula 1: Portrait of the 60's
1997 Ferrari Formula 1
1997 Mercedes

1997 Mercedes
1998 Grand Prix De Monaco: Profile of a Legend
1998 Michael Schumacher Ferrari Racing 1998: World Champion 1998 or Ferrari Racing 1996-1998
1999 McLaren Formula 1
1999 The Great Challenge 1 The Clark Era
1999 BMW
2002 Die Formel 1 spricht Deutsch. Fahrer, Teams, Boliden und Legenden
2004 F1errari
2004 Ayrton Senna: The Whole Story
2004 Formula 1. 1950 - today / heden
2005 Ferrari
2005 British Sports Cars
2006 Mercedes Sport
2007 Aston Martin
2007 Porsche
2010 The Golden Age of Formula 1
2011 Formula 1: The Roaring '70s

Авторские права

http://motor.ru/articles/2014/02/25/schlegelmilch/
http://www.livelib.ru/author/233676
http://buy-books.ru/golden-age-formula-1.html
http://infocus.gettyimages.com/post/rainer-w-schlegelmilch-capturing-the-complete-story-of-formula-1#.UwxPS_R_s6y

570
 0.00