Jo Siffert, The Swiss Racing Legend

Снимок экрана 2016-05-13 в 11.01.54
 

Иозеф Зиффет родился 7 июля 1936 года во Фрибурге, Швейцария, в семье работника молочной фермы. Близкие друзья и семья называли его «Зеппи». Семья достатком была ниже среднего и Зеппи не закончив школы, пошел работать. Сначала он продавал цветы, а вскоре парень нашел отличный источник к быстрому обогащению.

Siffert_at_1969_Dutch_Grand_Prix
 

 

Рядом с домом было стрельбище, где тренировались военные и полиция. От них оставались груды стрелянных гильз. Ио наловчился их собирать и сдавать на металлолом. Вырученных денег вполне хватило на исполнение первой мечты - покупку гоночного мотоцикла.

 

JosephSiffert.jpg~original
 

 

В 1959 году Ио стал чемпионом Швейцарии в классе 350, управляя собственной Gilera, Гилера даже предложила ему место в чемпионате мира, правда это был чемпионат мира для мотоциклов с коляской. Популярное в те годы соревнование, не очень Ио понравилось и понимая что его карьера мотогонщика внезапно застопорилась, Зифферт обратил внимание на 4 колесную технику, благо как раз в 1960 стартовал новый, весьма дешевый чемпионат - Европейская Формула - Юниор - аналог нынешней Grand Prix 3.

jo-joseph-siffert_21
 

 

В первый год, Ио правда себя особо не проявил. Зато в 1961 году состоялось его эпическое сражение за титул с южно-африканцем Тони Маггзом. Одинаковое количество очков и побед, позволило им разделить титул пополам. Тони в тот же год дебютировал в Формуле 1, а в 1962 году стал основным пилотом Купер. У Ио не было столько наличных и он оказался вне спорта. Благо к тому времени, на родине Зифферт стал популярным пилотом. Считая, что судьба несправедливо обошлась с Зеппи, швейцарец Жорж Филипинетти купил старый Лотус, покрасил его в красный цвет со швейцарскими белыми крестами и предоставил его Ио. Зифферт не прошел квалификацию в Монако, зато сделал это в Бельгии.

Увы в целом сезон 62 года можно признать для Зеппи провальным. Филипинетти в конце сезона решил уйти в гонки спорт-прототипов, продав болид Формулы 1 Зифферту. И как ни странно, на следующий год, набравшийся опыта Зифферт смог на своем 4-летнем Лотусе завоевать очки на ГП Франции, более того он умудрился выиграть незачетное ГП Сиракуз, воспользовавшись множественными сходами и малым количеством участников. На призовые Ио прикупил себе уже более современный Брэбэм. Меж тем с финансами было все также туго и зачастую Ио спал в спальном мешке возле трассы, где должна была состояться гонка, так как денег на гостиницу не было.  

jo-joseph-siffert_9
 

 

В 1964 году, в тяжелейшей борьбе и на последнем круге Зифферт выигрывает ещё одно незачетное Гран При - ГП Средиземноморья, при этом он поборол не абы кого, а действующего чемпиона мира - Джимми Кларка. Через год, он сделал это снова. В 1965 году Зифферт опять выиграл ГП Средиземноморья и снова обошел Кларка, но на этот раз, разгромно обогнав шотландца почти на 30 секунд. Думаете к нему кинулись владельцы команд с контрактами? Да как бы не так. Единственным, кого этот тихий швейцарец заинтересовал, оказался Роб Уолкер, наследник империи виски все ещё искал гонщика столь же быстрого как Мосс.

Siffert-2-14
 

 

Роб Уолкер Я был без ума от Зеппи. Это был прекрасный человек, обладающий невероятной отвагой и великолепным чувством юмора
Но по началу дела у новых партнеров складывались не очень. Если в одной из первых гонок за новую команду (ГП США 64) Ио финишировал 3-м. То в дальнейшем на протяжении 3 сезонов, Зифферт зарабатывал по 3-5 очков за год. Во многом конечно был виноват, не совсем удачный выбор покупаемых Уолкером болидов. В 1968 Уолкер наконец угадал, купив новый болид Лотус и результат не соизволил себя ждать.

1266557665
 

 

Зифферт выиграл поул в Мексике, занял по итогам сезона 7-е место, а самое главное, отбиваясь от атака Криса Эймона, победил в ГП Великобритании. В том же 1968 Ио стал представлять команду Порш в гонках спорт-прототипов и за 2 года, выиграл 9 гонок, включая 24 часа Дайтоны, 12 часов Себринга, 1000 км. Монцы, 24 часа Спа и дважды 1000 км. Нюрбургринга. Поэтому, не удивительно, что не смотря на провальный сезон 69 года в Формуле 1, Зиппи получил приглашение от самой Феррари.

А вот тут занервничали ребята из Порш. Своей команды в Ф1 у них уже давно не было. Но они прекрасно понимали, что в Феррари попросят Зкппи выступать за них в гонках спорт-прототипов. Такого конкурента немцам очень не хотелось иметь. В итоге они упросили Ио в Феррари не переходить и оплатили ему полностью сезон выступлений за команду дебютанта - MARCH.

Тогда это решение казалось здравым, Феррари полностью провалило сезон 69, Марч показал отличную скорость на тестах. И да Крис Эймон на нем если и не выигрывал, то регулярно зарабатывал очки и попал в 10 лучших пилотов года. А Джеки Стюарт на таком болиде смог победить в Гран При. Увы, Ио Зифферт сезон полностью провалил. в графе очков у него стоял жирный ноль. В то время как пилоты Феррари заняли 2 и 3 места в чемпионате. Катастрофа. Частично он спас положение, неплохим выступлением в Формуле 2 и победой в Тарго Форио и 24 часах Спа за рулем Порша. Но ясно дело в Феррари его уже не ждали. И тут поступило предложение от BRM. Команда эта в начале 70-х выпускала по 5-6 машин на старт гонки (благо не было ограничений), поэтому если бы Ио провалился, то и не страшно, есть и другие пилоты, а если бы поехал, то вообще здорово. И он поехал...

jo-joseph-siffert_3
 

 

Он выиграл с поула Гран При Австрии, причем настолько оторвался от соперников, что когда у него на последнем круге развалилась шина, Ио смог пересечь линию финиша первым и никто из соперников не успел его догнать. Зифферт выиграл 1000 км. Буэнос-Айреса. Ио занял общее 5-е место по итогам сезона, что стало его лучшим результатом в Формуле 1. Ио был на подъеме.

В самом конце 1971 года отменили ГП Мексики, из-за финансовых проблем и в чемпионате оказалось окно. Паузу все заполняли как могли, Ио решил принять участие в гонке чемпионов, проходивших на Брэд-Хэтчте, трассе, где он впервые  победил в Ф1 три года назад. Пригласил на гонку жену, детей и маму.  Во время гонки машина швейцарца, столкнулась на машиной  Рони Петерсона, на следующем круге сломалась подвеска, болид вылетел с трассы и загорелся. При ударе Зифферт сломал ногу, в целом остался жив, правда прижат болидом. Но пожарные не смогли вовремя его вытащить из горящего кокпита, часть огнетушителей оказалась неисправными и швейцарец попросту задохнулся в дыму, случилась эта ужасная трагедия 24 октября.

jo-joseph-siffert_14
 



Зифферт был женат дважды, и его вторая жена Симона сопровождала его всю карьеру начиная с начала 60-х. У них было двоё детей – Вероника и Филипп. На его похороны приехало более 50 000 человек, похоронную процессию возглавлял глава гоночного отделения Porsche.

 

 

N Drew Matthews13 мая 2016
724
 6.93