Дело о сионистском заговоре в МГБ — уголовное дело в последние годы жизни Сталина, направленное против высокопоставленных начальников госбезопасности, имевших еврейское происхождение.
Также называлось Делом Абакумова или Делом Абакумова-Шварцмана:
Расследованием установлено, что вражеская группа АБАКУМОВА-ШВАРЦМАНА организовала злостное вредительство по всем основным линиям чекистской работы и в первую очередь в области следствия и контрразведывательной работы по борьбе против агентуры американской, английской и других иностранных разведок
В конце жизни И. В. Сталин стал подозревать, что «сионисты» нацелены уничтожить его через врачей-вредителей.
По одной из версий, целью Дела врачей состояло в том, чтобы разоблачить крупный «еврейский заговор» — и под этим предлогом сместить или репрессировать Молотова, Берию и Микояна. Предполагалось осудить кремлевских врачей-евреев по обвинениям в заговоре.
Главой «сионистского заговора» в МГБ был объявлен бывший министр госбезопасности Виктор Абакумов, который организовал и фабриковал дело Еврейского антифашистского комитета.
11 июля 1951 года в ЦК КПСС вышел документ «О неблагополучном положении в Министерстве Государственной Безопасности СССР» в котором говорилось:
В ноябре 1950 года был арестован еврейский националист, проявлявший резко враждебное отношение к советской власти, – врач Этингер. При допросе старшим следователем МГБ т. Рюминым арестованный Этингер, без какого-либо нажима, признал, что при лечении т. Щербакова А.С. имел террористические намерения в отношении его и практически принял все меры к тому, чтобы сократить его жизнь.
В январе 1951 года в Москве были арестованы участники еврейской антисоветской молодежной организации. При допросе некоторые из арестованных признались в том, что имели террористические замыслы в отношении руководителей партии и правительства.
На основании материалов следствия утверждалось, что Абакумов якобы пытался саботировать следствие «еврейскому заговору».
Начались повальные аресты. По распоряжению Сталина были арестованы почти все евреи, занимавшие ответственные посты в центральном аппарате МГБ: заместитель начальника 1-го Главного управления МГБ генерал-лейтенант Михаил Ильич Белкин, заместитель начальника 2-го Главного управления МГБ генерал-лейтенант Леонид Фёдорович Райхман, заместитель начальника Бюро номер 1 МГБ СССР генерал-майор Наум Исаакович Эйтингон. Были арестованы полковник Андрей Яковлевич Свердлов — сын Якова Свердлова, полковники Ефим Самуилович Анцелиович, Арон Моисеевич Палкин, Владимир Михайлович Блиндерман, Лев Леонидович Шварцман, Яков Михайлович Броверман, Михаил Борисович Маклярский и другие. Все они обвинялись в «сионистском заговоре».
Под пытками полковник Лев Леонидович Шварцман дал признательные показания о заговоре:
Он заявил, что является помощником Абакумова по сионистской террористической организации, в состав которой входило высшее руководство МГБ и все евреи-сотрудники госбезопасности. Он признал, что получил от Абакумова задание создать группу из числа сионистов для проведения террористических актов против Советского правительства и его главы товарища Сталина.
Шварцман написал в своих показаниях, что он гомосексуалист и состоял в интимной связи с министром Абакумовым, а также с послом Великобритании Арчибальдом Кларком Керром. Далее он признался, что его партнерами по гомосексуальным связям были американские агенты Гаврилов и Лаврентьев, через которых он получал указания из посольства США.
На основе «признаний» Шварцмана было репрессировано 30 высокопоставленных сотрудников МГБ — этнических евреев.
Согласно фантазиям Рюмина в роли связного между врачами и «заговорщиками в МГБ» должна была выступать сестра Эйтингона Соня, которая якобы поддерживала связь между врачами и братом, планировавшим ликвидацию руководителей СССР.
У генерала Белкина выбили «показания» о том, что Абакумов якобы продвигал на руководящие посты в МГБ евреев, и о шпионской работе на американскую разведку начальника Управления госбезопасности Венгрии еврея Габора Петера, который сразу же был арестован в Будапеште.
Рюмин так очертил контуры заговора еврейских буржуазных националистов: одна группа заговорщиков, преимущественно деятели науки и культуры сговорились с американцами в надежде на реставрацию капитализма в СССР, другая группа заговорщиков из числа профессоров Лечсанупра Кремля, готовилась к злодейскому умерщвлению руководителей партии и правительства. Третья группа заговорщиков, включавшая в себя генералов и старших офицеров госбезопасности из евреев по крови и по духу (к которым Рюмин относил тех, кто был женат на еврейках), должна была захватить власть, сместить Сталина и установить власть Абакумова.
Рюмин к заговору через Полину Жемчужину «подключал» и Молотова. Судоплатов указывает, что главной мишенью новой чистки был Берия:
Рюмин и Игнатьев поддержали обвинения министра государственной безопасности Грузии Рухадзе в адрес Берии, что он скрывал свое еврейское происхождение и тайно готовил заговор против Сталина в Грузии.
В 1951 году по делу о «сионистском заговоре» был арестован Григорий Моисеевич Майрановский — начальник токсикологической лаборатории МГБ.
В кульминации данной репрессии были арестованы многие врачи-евреи.
Тем временем, Сталин умер (возможно, был отравлен), после чего по инициативе Л. П. Берии необоснованно арестованные евреи были выпущены на свободу.
Рюмина арестовали (через пару недель со смерти Сталина), и после всевозможных пыток расстреляли.
Комментарии
Показать все комментарии